История моды. Поль Пуаре — создатель моды XX века (часть II)

А началось все в том самом 1903 году, когда Пуаре ушел из Дома моды Ворта, занял 50 тысяч франков у своей матери и с помощью Жака Дусе-младшего открыл на улице Обер собственное дело с восемью служащими.

Живя недалеко от Лувра, он был его постоянным посетителем. В музее он обратил внимание на то, что античный костюм «держится» на плечах — поток легких, воздушных и пластичных тканей, струясь, как бы стекает с плеч и растекается по упругому телу многочисленными струйками мелких складок. Его приводил в восхищение костюм, служивший лишь для того, чтобы подчеркнуть пластику тела, гибкость и быстроту движений. Гениально подметив это, Пуаре напрочь отказался от раздражавшего его членения женской фигуры на две части Подымающийся впереди пышный бюст и аппетитно выступающий зад) и решительно воспользовался своей находкой в моделировании одежды. Резко уменьшив количество нижнего белья, носимого под платьем, он учил женщин чувствовать, знать, любить собственное тело, учил не на словах, а придумывая сотни оригинальных туалетов — от девически нежных до умопомрачительно экстравагантных. Пуаре заменил привычную гамму цветов фейерверком алых, зеленых, королевских синих, оранжевых, лимонных оттенков. Попирая все принятые нормы, он смело сочетал изумрудный атлас с фиолетовой подкладкой и розово-алый шелк с голубой отделкой.

Дух экспериментаторства был присущ Пуаре с детства, когда на него, как, в прочем, и на многих других знаменитых модельеров, неизгладимое впечатление произвел театр. Свои первые дизайнерские фантазии Поль — сын торговца сукном — воплощал на куклах своей сестры, Уже тогда он стал рисовать эскизы одежды и рассылать их известным кутюрье того времени. Его работы привлекли внимание самого Жака Дусе-младшего, который купил многие из них и пригласил этого молодого подмастерья у изготовителя зонтиков работать в своем Доме моды. Вскоре пришел первый успех: его первая модель — красный плащ — пользовалась невероятной популярностью и была продана 400 раз!

И хотя во время работы у Дусе к Пуаре пришла известность и он стал одевать ведущих театральных актрис того времени, в том числе легендарную Сару Бернар, но в этом Доме моды Пуаре проработал недолго. Характером он обладал упрямым и имел свое, совершенно бескомпромиссное представление о том, какой должна быть одежда. Его новаторские идеи не вписывались в консервативную, устоявшуюся политику в области моды Жака Дусе-младшего.

Известно, что талантам нужны поклонники. Для искусства моды, двигателем которой являлась новизна, поклонники, они же последователи, нужны как воздух. Первой большой работой и настоящим успехом Поля Пуаре стала коллекция туалетов для ведущей парижской актрисы той поры Габриэль Режан, которую ему «сосватал» в качестве выгодной клиентки все тот же Дусе. Только Режан, с ее естественной грацией и своенравием примадонны, могла позволить себе экстравагантную новизну, впервые показавшись в обществе в манто or Пуаре кроя кимоно. «Я перешел Рубикон на плечах Режан!» — п.шишет позже об этом событии Пуаре в своей автобиографии.

Именно Пуаре, созерцая игру лучших актрис театpa того времени — элегантнейших женщин Режан, Мистингетт и Сары Бернар, впервые осознал, что женщины могут носить все, ибо «обладают секретом делать прекрасным самое невероятное и даже дерзкое». Поль Пуаре с его новым взглядом на женский костюм, безусловно, появился в нужное время и в нужном месте.

Стремительность была присуща Пуаре.. Мысль его не дремала, чувствуя, что пришло его время, он создавал проекты один безумней другого. 24 июня 1911 года Поль Пуаре устроил в своем Доме моды грандиозный костюмированный праздник «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски!» Его гости — парижские знаменитости, облаченные в необъятные шелковые шаровары и бархатные безрукавки, увешанные настоящими и поддельными драгоценностями, загримированные «под Восток», пировали и веселились, забыв о Париже, в дивном оазисе «Востока и Любви» под ленивый лепет маленьких фонтанчиков и пение «райских» птиц в фигурных клетках. Сам хозяин был невероятно импозантен в просторном атласном халате, тунике из белой тафты и красном тюрбане. Через год Пуаре восславил вечно юный античный костюм, созвав друзей и… недругов на «Праздник Вакха!».

Устраивая позднее такие торжества, Поль Пуаре стремился воссоздать на один день или одну ночь органичную среду обитания для произведений своего высокого искусства. Он окружал их зеркалами и цветами, окуривал благовониями, «повествовал» о них стихами, музыкой, танцем…

Пуаре бурно и расточительно пытался представить жизнь как один сплошной праздник. Он первым в истории моды путешествовал с труппой из девяти! манекенщиц по всему миру: Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Нью-Йорк. И всегда он возвращался с новыми идеями. В 1912 году он создал самый эпатажный журнал того времени — «Газетт дю бон тон» («Журнал изысканного тона»), провозгласивший новую эру понимания красоты и манеры одеваться и мгновенно ставший бестселлером.

Но не все и не всегда проходило у Пуаре гладко. Так в 1909 г. он привез на скачки трех своих лучших манекенщиц (в том числе модель №1 — свою собственную жену стройную брюнетку Дениз), одетых в платья с разрезом до колена, так что были видны щиколотки и икры в чулках телесного цвета. Это вызвало настоящий скандал. Пуаре встретили улюлюканьем и свистом. По отчетам газетчиков, некоторые особо впечатлительные дамочки даже падали в обморок (либо искусно разыгрывали его?); те же, что отличались более крепкими нервами, решительно тянули своих «запавших» на моги манекенщиц мужей к выходу.

В 1910 году модельер настолько заузил и без того узкую юбку, что женщины вынуждены были двигаться крошечными шажками а-ля гейша. Пуаре нашел это забавным: «Я освобождаю их тело, однако сковываю их ноги». Но он ошибся: на этот раз женщины не последовали за ним, его «стреноживающие юбки» не имели успеха.

Созданная Пуаре в 1911 году юбка-брюки вызывала скандал. Даже папа Пий X взял на себя труд предать анафеме аморального парижанина по имени Пуаре.

Стремительно войдя в славную когорту великих портных своего времени, Пуаре стал не просто одним из них — энергия, талант, честолюбие вознесли его высоко. Он стал Пуаре Великолепным. Такой поистине королевский титул мог заслужить лишь признанный лидер, имеющий полное право сказать о себе: «Я одевал свою эпоху!»

Пуаре с самого начала m юане осознанно стремился влиять на формирование вкуса, тогда как все другие художники по вековой традиции ограничивались созданием единичных оригинальных моделей, а в основном подлаживались под вкусы клиенток. Поль Пуаре всей своей деятельностью закладывал основы современной французской От Кутюр. Именно Пуаре еще в самом начале столетия наметил все самые основные пути и способы существования европейского костюма XX века.

Стиль и слава Пуаре были весьма кратковременны. Во время Первой мировой войны он закрыл свой Дом моды и вступил в действующую армию. После войны он перестал быть модным, его яркие и броские модели слишком вычурны для новой эпохи: Пуаре не смог приспособиться к демократизации моды. Он так никогда и не повторил своего невероятного довоенного успеха. Его время ушло безвозвратно.

При этом Поль все еще полагал, что женщины только и ждут, чтобы мастер удивил их своими творениями. «Сначала они поворчат, затем прислушаются и, наконец, зааплодируют». Но этого не произошло и, в конце концов, его покинула жена, Пуаре потерял детей, его Дом моды закрылся в 1927 году. Великий кутюрье остался один в провинции всеми забытый.

Только после Второй мировой войны возродилась слава Пуаре, его имя стало легендарным, а жизнь и деяния — почти мифическими, но это случилось уже после смерти Пуаре Великолепного.

Источник: beauty.wild-mistress.ru

загрузка...

Категория: Это интересно!  Метки:
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. В можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>